Всё о цветах / about flowers
 Главная

 ФОРУМ

Интернет-магазин
История комнатных растений
Комнатные растения
Уход за комнатными растениями
Садовые растения
Предания и легенды о цветах
Растения загадки
Растения-целители
Это интересно
Бонсай
Статьи
Ссылки
Цветочные новости
Полезные советы
Книги о цветах
Поддержи flos.in.ua
Контакты

Статистика

форум о цветах и комнатных растениях



Реклама


Роза — эмблема поклонения и страстной любви. История розы.

Роза — кустарник семейства розоцветных с прямыми или плетистыми ветвями, зелеными или красноватыми стеблями, часто покрытыми шипами. Листья непарноперистые с прилистниками, состоящие из 3—19 листьев. Цветки душистые, самой разнообразной формы и окраски, махровые и полумахровые, единичные или собранные в соцветия. Существует более 300 видов, разновидностей, форм и более 20 000 сортов роз.

Розу называют царицей цветов. Ее любили и воспевали с древних времен. Этот цветок — эмблема поклонения и страстной любви. Самые первые сведения о розе встречаются в древнеиндийских сказаниях. В них повествуется, что каждый, принесший царю розу, мог просить у него все, чего пожелает. Согласно индийским мифам, богиня красоты Лакшми родилась из бутона розы. Брахма, затеявший спор с Вишну о цветах, признал первенство за розой. Розами украшали индийские храмы и царские покои, усыпали путь торжественных процессий, ею уплачивали дань и царские подати. Древние индусы считали розу символом радости, любви, тайны и тишины. Родиной этого прекрасного цветка считается Персия. «Гюль» по-персидски означает «роза», и поэты дали Персии название «Гюлистан», т. е. «сад роз». Многие персидские поэты воспевали розу — Омар Хайям, Саади, Низами, Хафиз. Персия без роз была немыслима: розы здесь переполняли сады, жилища и внутренние дворики, без них не обходился ни один праздник.

От персов любовь к розе и благоговение перед ней перешло ко всем мусульманам. На магометанском Востоке роза издавна считалась священным цветком. В Коране говорится, что белая роза выросла из капель пота пророка Магомета. Мусульмане приписывали розе очистительную силу. Поэтому султан Саладин, отвоевавший у христиан Иерусалим в 1189 году, приказал омыть розовой водой мусульманскую святыню — мечеть Омара, а также скалы, на которых она была построена, после того, как крестоносцы превратили ее в христианскую церковь. В мусульманских странах розы благоухали повсюду: в прекрасных садах турецких султанов, персидских и арабских владык, татарских ханов в Бахчисарае.

Древним евреям и египтянам роза, по-видимому, была неизвестна. До VII века до н. э. изображение розы не встречается ни в египетских папирусах, ни на одном из египетских памятников. Но позднее, во времена Птолемеев, розы стали разводиться в Египте, и из них готовили розовую воду. Известно, что знаменитая Клеопатра, принимая у себя Марка Антония, приказала покрыть весь пол пиршественного зала лепестками роз слоем в пол-аршина.

В Древней Греции розу считали даром богов. Согласно Анакреонту, она родилась из белоснежной пены, покрывавшей тело богини любви Афродиты, когда она родилась из моря. Чудесный нектар, которым обрызгали боги этот дивный цветок, придал ему божественный аромат. Жрицы Афродиты отнесли белую розу в храм этой богини. Она стала украшать алтарь и сад, окружающий храм. Роза оставалась белой до тех пор, пока до Афродиты не дошла весть, что ее возлюбленного Адониса в роще Пифона смертельно ранил вепрь. Охваченная горем Афродита устремляется в рощу, и шипы розы ранят ей ноги. Капли крови попадают на розы, и они из белых превращаются в ало-красные. Благодаря этим мифам в Древней Греции роза являлась непременным атрибутом религиозных обрядов, посвященных богине Афродите. Храмы Афродиты были окружены роскошными садами роз. В жизни древних греков роза играла большую роль как в радостных, так и в печальных событиях. Венками из роз украшали невесту, розовыми лепестками осыпали брачное ложе, венки из роз посылали друг другу влюбленные. Розами убирали колесницу и осыпали путь вернувшегося с войны победителя. Но розы также носили на голове и груди в знак траура, убирали ими тела и гробницы умерших. Здесь роза служила символом быстротечности человеческой жизни.

Культ розы из Греции перешел в Рим и превзошел здесь границы возможного. Поначалу этот цветок был здесь символом строгой нравственности, служил эмблемой геройства и мужества; венками из роз украшали выдающихся людей. Но затем роза превратилась в символ порока и роскоши, без которого не обходились оргии. Розы истреблялись в неимоверном количестве: богатые патриции обвивали себя венками из роз, набивали их лепестками подушки и матрацы, во время пиров возлежали на ложах из розовых лепестков, осыпали ими гостей в пиршественных залах, украшали ими все кушания и чаши с вином, усыпали столы и пол. Особенно злоупотреблял этим Нерон, во время правления которого из Африки лепестки роз доставляли корабли. Но всех превзошел в истреблении этого цветка император Гелиогобал, который купался только в вине из роз и по приказанию которого этим вином наполнялись общественные купальни. Римляне готовили из роз всевозможные напитки и яства. Из них делали вино, пудинги, желе, розовый сахар и различные сласти. Хлебные поля превращали в сады роз. Марциал писал: «Египтяне, пришлите нам хлеба взамен наших роз». В Риме даже существовала особая биржа роз. Самой драгоценной считалась роза из Пестума, воспетая Вергилием и Овидием. Естественно, что христиане вначале отнеслись к розе враждебно, считая ее цветком порока и гибели. Климент Александрийский под угрозой отлучения от церкви запретил ношение венков из роз. На несколько столетий этот прекрасный цветок был предан забвению. Но дивная красота розы не дала исчезнуть любви к ней. Розу стали называть «райским цветком», ее посвятили Богородице, возникло множество связанных с ней религиозных легенд и сказаний. У христиан роза стала воплощением милосердия, божественной любви, всепрощения, мученичества. Согласно одной легенде, архангел Гавриил сделал для Богородицы три венка из роз: венок из белых роз символизировал ее радость, из красных — ее страдания, из желтых — ее славу. Богоматерь с Младенцем, окруженных этими тремя венками из роз, изображали средневековые немецкие живописцы. Считалось также, что ярко-красные розы должны служить нам вечным напоминанием о пролитой Спасителем крови за наши грехи.

С XI века у католиков был установлен обычай, по которому римский папа ежегодно посылал самому достойному царственному лицу золотую розу, усыпанную драгоценными камнями. Перед тем как отослать розу, папа благословлял ее в присутствии кардиналов в соборе святого Петра, окуривал фимиамом и окроплял святой водой. Стебель и цветок розы были сделаны из чистого золота, листья усеяны бриллиантами, изображавшими небесную росу, а на лепестках цветка выгравировано имя папы и перечислены добродетели того лица, которому она предназначалась. Наибольшей любовью пользовалась роза в средневековой Франции. Здесь ее даже не каждому разрешали разводить. Но получавший эту привилегию должен был ежегодно доставлять городскому совету в день Благовещения три венка из роз, а в день Вознесения — корзину роз, из которых потом готовили розовую воду. По обычаю того времени розовую воду подмешивали в праздничные кушания. Розовая вода почти постоянно приносилась в церковь и подмешивалась в воду при крещении. Во Франции существовал праздник, по преданию, установленный еще в VII веке, на котором из трех наиболее целомудренныхи добродетельных девушек провинции выбирали королеву роз — «розьеру».

В Англии роза появилась незадолго до войны Алой и Белой розы. Этот цветок настолько пленил Йорков и Ланкастеров, что они поместили его на своих гербах: Йорки белую розу, а Ланкастеры алую. Впоследствии английские садоводы вывели особый сорт розы «Ланкастер-Йорк», которая на одном кусте давала алые и белые розы.

Во времена королевы Елизаветы (1533—1603) роза становится обязательной принадлежностью костюма всех модниц и щеголей Англии. Розу носили и летом, и зимой. Вскоре сама королева Елизавета стала появляться с розой за ухом. Одно время ее изображение в таком виде даже чеканили на монетах.

В Германии роза появляется еще во времена язычества. В древнегерманских сагах она посвящается богине любви Фрейе. И рвать ее разрешалось только в пятницу — день, посвященный Фрейе. Красная роза у древних германцев символизировала меч и смертельную рану. Отсюда шел обычай называть розой крышу, образованную из мечей над царицей праздника в танцах меча, происходивших позднее на севере Германии. По этой же причине в германских сказаниях розовыми садами часто назывались поля смертельной битвы, а позднее и кладбища. Древнегерманские колдуньи использовали розу как приворотный талисман. Чтобы приворожить любимого, девушка должна была взять три розы — темно-красную, розовую и белую — и носить их три дня, три ночи и три часа на сердце так, чтобы этого никто не видел. Затем она трижды читала над этими розами молитвы «Отче наш» и «Богородица», всякий раз осеняя себя крестным знамением. После этого розы следовало на три дня, три ночи и три часа положить в бутылку вина. Угостив своего возлюбленного этим вином (но, разумеется, строго храня тайну колдовства), девушка могла рассчитывать на его преданную и верную любовь до конца дней.

В древнегерманских сагах розовый венок служил предметом вызова на единоборство. Розовым венком награждала рыцаря дама сердца в честь победы. Языческое поклонение розе перенеслось в пришедшее в древнюю Германию христианство. Согласно одной христианской легенде, белые розы выросли на кусте, на котором Дева Мария сушила пеленки младенца Христа. В средние века верили, что с помощью розы можно распознать ведьм и оборотней: при прикосновении к этому цветку они обнаруживали свою зловещую сущность.

Еще с античных времен роза была символом молчания и тайны, а впоследствии эта традиция сделала ее знаком тайных обществ — масонов и розенкрейцеров. Последние в особенности ценили этот цветок, избрав своим знаком венок из роз с шипами, внутри которого находился андреевский крест. Да и само название этой мистической организации переводится как «розовый крест». Изображение розы присутствует на многих гербах аристократических семейств и городов. Печатью с розой пользовался, в частности, Мартин Лютер.

На Руси долгое время были знакомы лишь с дикими розами — шиповником. Культурная роза попала в Россию лишь в XVI веке и первоначально с ней были знакомы лишь цари и самые знатные и богатые сановники. Распространяться в качестве садового цветка она стала только при Петре I, а популярной стала при Екатерине II.

Большинство современных сортов роз было выведено не ранее XIX столетия. Правда, махровую розу еще в XIII веке привез в свой замок граф Шампани Тибо IV. А центифоль- ные (столистные) розы появились во Франции в XVI веке и были очень популярны в европейских странах. Но затем махровая и центифольная роза уступили место новым видам и сортам. В 1789 году из Кантона в Европу привезли бенгальскую розу, а в 1819 году — бурбонскую розу (гибрид китайской и дамасской) с острова Реюньон (ранее о. Бурбон).

В XIX веке европейцы впервые познакомились со знаменитой чайной розой (получившей свое название за удивительный чайный запах), желтая разновидность которой была привезена в 1824 году из Китая, а розовая — в 1860 году из Ост-Индии. Ремонтанные розы (дающие повторное цветение) возникли благодаря гибридизации бурбонских, дамасских и французских центифольных роз с чайной и бенгальской. В настоящее время существуют тысячи гибридов и сортов роз, выведенных на основе этих и других разновидностей; многие сорта способны украсить не только сад, но и жилую комнату. Декоративная ценность роз — в их изящных бутонах и великолепных цветах с исключительным богатством форм, оттенков окраски и аромата.

Статьи

Фотогалерея роз / Photo of roses
Форум
Информация




Копирование метериалов на другие сайты запрещено!
Copyright © 2009-2017, flos.in.ua